Сколько стоит "Минздрав рекомендует"
Ирина Кузнецова, мама 5-летнего Артема, ответственно подходит к покупкам, которые нужны ребенку. Она обязательно изучает упаковку, особенно продуктов. Если есть надпись: «Рекомендовано институтом питания РАМН», «Одобрено Минздравом», «Рекомендовано Ассоциацией педиатров», «Рекомендует доктор такой-то», то Ирина кладет их в корзину.
«Ребенок страдает от аллергии, поэтому я стараюсь лищний раз избегать консервантов и красителей, - говорит она. – Мне кажется, что такие надписи не могут появится просто так. Эти организации не станут одобрять товар, который приносит вред здоровью. Как, например, колбаса из генно-модифицированной сои».
Верить можно, но не всем
Сегодня только ленивый производитель не озаботился появлением таких рекомендаций на упаковке товара. Покупатель больше доверяет мнению врачей и ученых, чем информации о составе продукта и сроке годности. Мы покупаем одобренные йогурты, воду, сосиски, зубную пасту и стиральные порошки. Стоит ли серьезно относиться к таким надписям или это рекламный трюк?
По словам Инны Анисимовой, исполнительного директора некоммерческого партнерства «Петербургский экологический союз», рекомендации - не что иное, как грамотный маркетинговый ход по привлечению покупателей. Но не все так плохо – некоторым из них можно верить. «Особенно, если это касается института питания РАМН и Минздрава, - говорит Инна. – Они проводят клинические испытания товара прежде, чем разрешить использовать свое название».
Все остальное ничем не подкреплено, кроме финансово-договорных отношений. «Когда на упаковке пишут имя врача, то это значит, что ему заплатили за использование его имиджа», - продолжает Инна Анисимова. Он не проводил исследований, а просто поверил на слово.
Иными словами, если бы написали, что кефир рекомендовала Лариса Долина, Алла Пугачева или Ксения Собчак со словами: «У меня улучшилось пищеварение», смысла больше бы не стало. То же самое касается рекомендаций ассоциаций стоматологов и педиатров. Изобретательные производители, которые не хотят платить, отделываются фразой: «педиатры рекомендуют».
И покупатель верит, и налоговая скидку дает
Наталья Ефимочкина, ведущий научный сотрудник лаборатории санитарно-пищевой микробиологии и микроэкологии института питания РАМН, говорит, что они исследуют товары очень ограниченного круга производителей.
«Как правило, это те, кто производит продукты, которые имеют профилактический эффект - соки, кефиры, минеральная вода, все детское питание», - замечает она. Процедура получения рекомендации стоит от 10 тысяч долларов. В иституте питания говорят, что ни разу не сталкивались со случаями несанкционированного использования их имени. Прежде всего потому, что это подпадает под действие уголовного кодекса.
Производители получают благодаря рекомендациям не только доверие покупателей, но и налоговые льготы. Если на упаковке написано, что институт питания рекомендует использовать товар детям школьникого возраста, то он облагается НДС по ставке 10% вместо стандартных 18%.
Покупатели от этого только выигрывают. Заводы корректируют рецептуру. «Например, в соках, которые рекомендуют пить детям не должно быть соли, консервантов, искусственных ароматизаторов и красителей», - говорит Александр Костиков, менеджер по связям с общественностью завода «Лебедянский».
Это можно понять не только по составу продукта, но и по сроку годности. Он снижается от нескольких месяцев до считанных дней. В остальных соках консерванты и красители есть.
Для здоровья не опасны
Отказываться от «неодобренных» продуктов не стоит. Просто нужно понимать, что в них есть красители, консерванты, генно-модифицированные ингредиенты. Содержание их контролируется ГОСТом в том количестве, которое неопасно для здоровья. За его соблюдением следят санитарные врачи.